Дрессировка служебных собак

9. Требования, предъявляемые к дрессировщику

В процессе дрессировки основным фактором, организующим поведение собаки, является дрессировщик. Он не только воздействует на поведение собаки, но и добивается выполнения таких действий, которые обеспечивают ее служебное использование. Успех этой работы зависит от теоретической подготовленности дрессировщика, а также от его практического опыта. Дрессировщик должен уметь правильно и быстро решать задачи, возникающие в процессе дрессировки, и всегда помнить о необходимости индивидуального подхода к собаке. Это, прежде всего, обусловливается внимательным отношением к работе, а внимание, как известно, является основой наблюдательности, без которой немыслимо изучить поведение животного. Чтобы развить наблюдательность, дрессировщик должен вести дневник, в который заносятся не только достигнутые результаты, но и отмечаются характерные особенности поведения собаки и ошибки, допущенные дрессировщиком. Анализ этих записей значительно облегчит дальнейшую работу с собакой. Методы и приемы, используемые в процессе дрессировки, должны применяться по-разному в каждом отдельном случае. Без этого немыслим индивидуальный подход к собаке. В процессе работы дрессировщик должен умело использовать опыт лучших дрессировщиков и инструкторов, стараться подражать их действиям. Это помогает начинающим дрессировщикам приобрести необходимые технические навыки. Поэтому активным методом обучения дрессировке должен быть метод наглядности, метод показа. Чтобы уметь контролировать действия собаки и полностью подчинить себе ее поведение, дрессировщик должен быть строго последовательным в работе. Приступая к выработке у собаки того или иного навыка, он, прежде всего, должен наметить, каким методом и приемами будет действовать, и хорошо продумать последовательность своих действий. Приступив к дрессировке собаки, дрессировщик должен настойчиво выполнять принятое решение. Различные изменения и дополнения, возникающие в процессе дрессировки, должны быть строго обоснованы. Весь процесс дрессировки необходимо строить с учетом существующих методических принципов. Запомнив все правильные действия и приемы, дрессировщик прочно усвоит необходимые технические навыки. При дрессировке часто возникают различные трудности. Вызывающие их причины могут зависеть от особенностей поведения дрессируемой собаки или непредвиденных воздействий окружающей среды. Чтобы быстро принять нужное решение, дрессировщик должен хорошо знать теоретические основы и практические приемы работы с собакой и умело применять их в работе. На всем протяжении практических занятий дрессировщик должен стремиться сохранить «заинтересованность» собаки в работе. Для этого необходимо учитывать общее состояние собаки (здоровье, степень ее возбудимости, наличие течки и т. д.), не переутомлять ее и разнообразить приемы дрессировки. Большое значение имеет также умелое использование и сочетание принуждения, поощрения и запрещения. Каждый дрессировщик должен обладать выдержкой, находчивостью, смелостью и строго соблюдать последовательность своих действий. Успех дрессировки во многом зависит от любви к дрессируемым животным. Нельзя забывать о том, что дрессировка — не ремесло, а большое искусство.

10. Основные правила дрессировки

В процессе работы дрессировщик должен строго придерживаться следующих основных правил: 1. Начиная дрессировку, внимательно изучить особенности поведения собаки (тип высшей нервной деятельности, преобладающую реакцию), приучить собаку к себе и лишь после этого приступать к работе. 2. На каждое занятие ставить определенную задачу и добиваться ее выполнения. 3. Строго соблюдать основное правило выработки условного рефлекса: условный раздражитель (команду, жест) применять несколько раньше безусловного или, в крайнем случае, одновременно. 4. Команды не изменять, но придавать им соответствующую интонацию и внимательно следить за правильностью и четкостью подачи команд и жестов. 5. Не нервничать, не допускать грубости и излишней ласки. Быть требовательным и настойчивым, не забывая поощрять каждое правильное действие собаки. 6. Дрессировку проводить по принципу: от легкого к трудному, от простого к сложному. 7. Не утомлять собаку однообразием упражнений, разнообразить занятия, стремясь сохранить заинтересованность собаки в выполнении различных действий. 8. Внимательно следить за физическим состоянием собаки. Глава II. ВЫРАЩИВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ЩЕНКОВ Организм щенка очень податлив к воздействиям окружающей среды, поэтому условия выращивания и воспитания имеют исключительно большое значение для развития служебных качеств собаки, необходимых для дрессировки и использования. Чтобы правильно вырастить и воспитать щенка, нужно знать, как он растет и развивается, каким воздействиям человека может подвергаться в различном возрасте. Мичуринская биологическая наука установила, что рост и развитие организма — это два различных, но взаимно связанных между собой процесса. Рост — это постепенное увеличение массы тела живого организма, его размеров и веса . При нормальных условиях, содействующих его росту и развитию, каждый щенок с момента зачатия неуклонно растет до тех пор, пока не достигнет своей предельной величины. Однако по одному росту нельзя еще судить о нормальном развитии щенка. Бывают, например, случаи так называемого инфантилизма, когда молодая собака, несмотря на свой достаточный рост (размеры и вес), по своему развитию близка к щенку как в экстерьере, так и особенно в поведении (наличие щенячьей трусости или робости, неуравновешенность нервной системы и т. д.). В этом случае рост организма не совпадает с его развитием развитие отстает от роста. Чаще всего инфантилизм возникает в результате неправильного питания растущего щенка, а также из-за нарушения деятельности желез внутренней секреции. В отличие от роста развитие — это возникновение в организме новых качественных особенностей (например, прорезание молочных зубов, их смена, развитие органов чувств, зрения, слуха, обоняния, способность к выработке условных рефлексов и т. д.). Развитие организма собаки происходит неравномерно, определенными периодами (стадиями), при этом каждая стадия характеризуется только ей свойственными особенностями и требует для своего развития необходимых условий. С момента рождения щенка и до дрессировки следует различать четыре стадии (периода) 1) подсосный период — со дня рождения до 30—35 дней, 2) молочный период с 30 до 60 дней, 3) предполовой период с 2 до б месяцев; 4) период полового созревания с б до 12 месяцев. В подсосный период щенок совершенно беспомощен. Он находится под сукой-матерью, кормилицей или выкармливается искусственным способом. Основным кормом в этот период является молоко. Кора больших полушарий головного мозга у него развита слабо. Общение с окружающей средой выражено незначительно и направлено на удовлетворение потребностей питания, поэтому в поведении щенка преобладает пищевая реакция. Из органов чувств функционируют осязательный и обонятельный анализаторы. Исследования учеников академика Павлова показали, что уже с первых дней рождения у щенка могут вырабатываться условные рефлексы на запах и тактильные (осязательные) раздражители; таким образом, щенок способен «научиться» различать запахи, связанные с телом его матери или пищей (молоком), от других запахов, способен отличать тепло от холода и т. д. Позднее, в возрасте 12—14 дней у щенка прорезываются глаза и открываются наружные слуховые проходы. В этот период у него могут вырабатываться условные рефлексы на зрительные и звуковые раздражители. Но деятельность центральной нервной системы еще недостаточно дифференцирована. Например, удаление мозжечка у слепых щенков, а также у щенков в возрасте 12—15 дней не влияет на их движение, в то время как удаление мозжечка в 15—30-дневном возрасте нарушает движение. Двигательный аппарат щенка (нервно-мышечная система) развит слабо. Вначале щенок может лишь ползать и для него характерен сосательный рефлекс и так называемый «молочный шаг» (примитивные движения лап при сосании, массирующие соски матери). К концу этого периода развивается лакательный рефлекс, щенок начинает ходить, а затем бегать. Появляется рефлекс посадки, присаживания при мочеиспускании, определенное положение при лежании и сне и т. д. В этот период развития щенок должен находиться под сукой-матерью. В молочный период у щенка прорезаются зубы и усиливается рост трубчатых костей. Его отнимают от суки-матери и переводят на самостоятельное кормление. Развитие коры головного мозга и анализаторов (органов чувств) достигает такой степени, что становится возможной выработка условных рефлексов на различные раздражители, с которыми соприкасается щенок. В центральной нервной системе преобладает процесс возбуждения; дифференцировочное торможение еще недостаточно. В этот период условные рефлексы вырабатываются у щенка тем скорее и прочнее, чем старше его возраст. Деятельность всех анализаторов (обоняние, слух, зрение, кожно-мышечное ощущение) приобретает все большее биологическое значение. Это содействует приспособлению щенка к условиям среды. Все больше начинает проявляться ориентировочный рефлекс (по определению Павлова, рефлекс «что такое»). Приобретается пространственная ориентация, ориентировка переходит из формы «обыска местности» (беспорядочное движение в различных направлениях) в форму «ориентировки в направлении» (щенок принюхивается, прислушивается, осматривается, пользуясь для ориентировки уже знакомыми раздражителями). Продолжается дифференциация двигательных реакций: бег, прыжки, лазание и т. п. В этот период должно начинаться систематическое воспитание щенка. В предполовой период происходит смена молочных зубов на постоянные, начинает формироваться тип высшей нервной деятельности и «характер» собаки, а также конституция и экстерьер. Усиливается деятельность коры головного мозга и анализаторов, посредством которых головной мозг устанавливает все более тесную связь с окружающей средой. В связи с этим начинает усиленно проявляться ориентировочная реакция, выражающаяся в «любопытстве» и интересе к новым раздражителям. Характерная особенность проявления ориентировочной реакции в этот период состоит в том, что она весьма легко переключается в проявление «рефлекса первичной естественной осторожности» (щенячья робость и трусость). В то же время щенки начинают все лучше дифференцировать людей и проявляют привязанность к определенным лицам. В связи с развитием анализаторов появляется четкая дифференцировка на раздражители окружающей среды. Двигательный аппарат обеспечивает проявление; хорошего координирования действий и движений. Наблюдается интенсивно выраженный «игровой рефлекс», а также начинает проявляться оборонительная реакция в активной форме (вначале в отношении щенков друг к другу во время игры, а затем и к посторонним людям). К концу этого периода намечаются первые признаки полового различия в телосложении и поведении. Воспитательная работа с животными в этот период наиболее ответственна. Период полового созревания характеризуется все возрастающим проявлением половых реакций. По особенностям поведения щенки все более приближаются к взрослым собакам. Наступает резко выраженная дифференцировка в половом отношении. Оформляются тип высшей нервной деятельности и «характер». В начале этого периода происходит значительное изменение в деятельности всего организма; нервная система легко поддается различным перенапряжениям, в результате которых возникают срывы нервной деятельности. Это необходимо учитывать во время дрессировки. Только на основе правильного кормления, содержания, воспитания и заботливого ухода, неразрывно связанных между собой, можно рассчитывать получить в дальнейшем полноценную служебную собаку. С момента появления щенков на свет на протяжении 30—35 дней (подсосный период) забота о их выращивании почти целиком ложится на мать. Она кормит их, согревает своим телом, содержит в чистоте, убирает за ни» ми. Особенно это проявляется в первую половину подсосного периода, когда щенки, как правило, питаются исключительно материнским молоком. Как только щенки будут отняты от матери, вся забота о их дальнейшем выращивании и воспитании ложится на владельцев. Щенку, отнятому от матери и попавшему в новую обстановку, требуется много ласки, внимания, заботы. Его по возможности не следует оставлять без присмотра. Главным условием правильного выращивания щенка является соблюдение рациона кормления . Это особенно важно для щенков в возрасте до двух-двух с половиной месяцев, когда наблюдается наиболее бурный рост и особенно велико суточное прибавление в весе. Пища щенка должна быть малообъемной, но питательной. В ней должно содержаться достаточное количество белков, жиров, углеводов, минеральных солей и витаминов, необходимых для нормального развития организма. Примерный дневной рацион щенков служебных пород, а также количество кормежек в день приводятся в таблицах, разработанных Московским городским клубом служебного собаководства ДОСААФ (члены этого клуба ежегодно выращивают свыше 1500 щенков, качество поголовья собак признано одним из лучших в Союзе). Указанные режим и рацион кормления щенков являются примерными и, в зависимости от породы и индивидуальных особенностей каждого щенка, могут меняться в сторону увеличения или уменьшения количества пищи. Не следует перекармливать щенка. Перекорм может вызвать заболевание пищеварительных органов и провисание спины. Таблица примерного дневного рациона щенка восточноевропейской овчарки