Энциклопедия древесины

История художественной обработки древесины Развитие художественной обработки древесины тес¬но связано с общим развитием русского искусства и архитектуры.

Подлинных древних памятников искус-ства художественной обработки древесины сохрани-лось немного, поэтому изучают их по летописям, лите-ратурным источникам, фольклору, изображениям в живописи и миниатюре, свидетельствам иностран¬цев, посещавших Русь, а также привлекая памятники народного искусства более позднего времени, кото¬рые сохранили традиционные формы под влиянием стойких социально-экономических, бытовых и худо-жественных факторов. Русское искусство художественной обработки древе-сины — явление уникальное, подарившее миру вели-колепные архитектурные памятники, затейливую резьбу, прекрасную бытовую утварь. Оно восходит к искусству древних славян, селившихся с первого ты-сячелетия н.э. по берегам Днепра, Волги, Дона, озера Ильмень. На стенах славянских святилищ изобража-лись люди, птицы, звери, которые, по свидетельству летописи, казалось, «обладали» жизнью. Языческие религиозные представления древних славян обусло-вили широкое использование, особенно в декоратив-но-прикладном ис-кусстве, мифологических изобра-зительных мотивов (фантастические звери, женские фигуры рядом с конями и др.). Древесина, как строительный материал, обладает цен-ными качествами: хорошей теплоизоляцией, водоне-проницаемостью, небольшой плотностью, красивым естественным цветом и разнообразием рисунка текс-туры, удобством обработки. Из древесины возводили жилые строения и хозяйственные постройки, укрепле-ния и городские стены, мосты и храмы; делали лодки, струги, корабли, сани, телеги, кареты, орудия труда для сельского хозяйства и домашних работ (прялки, вере-тена), посуду (ложки, ковши, солонки, чаши и кубки, ведра, кадки). Народ, прекрасно зная ценные качества дерева, умело использовал в хозяйстве все его части. Так, берестой, которая не впитывает влагу, покрывали крышу, из полосок бересты шили чехлы для хранения плотницкого и столярного инструмента, чтобы предо-хранить его от ржавления, делали всевозможные туес¬ки для хранения продуктов питания, на бересте писали знаменитые новгородские грамоты. Из капо-корня (на-плыва на корнях лиственных пород деревьев), облада-ющего твердостью, упругостью и редкой красотой при¬родного рисунка текстуры, изготовляли тонкостенную посуду. Из хорошо гнущегося ивового прута плели большие и маленькие корзины, люльки. Существовали различные способы художественной обработки древесины, но наиболее распространен¬ным была резьба. Резьбой украшали архитектурные сооружения, мебель, различные поделки и предметы быта. Резьбу по дереву использовали и в других ре-меслах. При отделке тканей способом набойки, то есть ручным печатанием краской по ткани, применя¬ли манеры — деревянные доски с вырезанным узо¬ром. Керамические плитки с рельефным узором из¬готовляли с помощью деревянных форм. Деревянные «печатные» доски применяли для приготовления пря¬ников. Разнообразны крестьянские прялки, укра¬шенные резьбой или резьбой с росписью. Наряду с резьбой для художественной отделки при-меняли и другие способы (роспись, мозаику), кото¬рые иногда совмещали. Русские мастера художественной обработки древе¬сины обладали неисчерпаемой фантазией, отличным знанием материала, чувством прекрасного, что и поз¬воляло им в каждой работе — от величественного храма до деревянной ложки — создавать подлинные произведения искусства. Материал Дерево издавна было одним из самых распространен-ных поделочных материалов, доступных для домашне-го умельца. Изделия из дерева ценятся за прочность, красивый вид, легкость обработки, «теплоту» и даже приятный запах. Природный рисунок и окраска дре-весины многих пород дерева столь привлекательны, что они сами по себе определяют ценность изделий из древесины в зависимости от сохранности их естест-венного внешнего вида. Древесина — материал, полу-чаемый из срубленного и очищенного от коры и вет¬вей ствола дерева. Ее свойства во многом зависят как от породы дерева, так и от строения древесины, а так¬же от того, к какой части ствола она относится: вер¬шинной, средней или нижней (комлевой). Строение и свойства древесины Крона дерева — это ветви, листья или хвоя. Из листьев (хвои) получают различное лекарственное сырье, цен¬ную витаминную муку для животноводства и птице¬водства, из ветвей производят технологическую щепу для изготовления тарного картона, древесно-волокнис¬тых плит и т. п. Ствол дает основную массу древесины (от 50 до 90% объема всего дерева). Тонкую часть ствола называют вершиной; нижнюю, толстую часть — комлем. Корни используют как второстепенное топливо. Пни и крупные корни хвойных пород (особенно со¬сны) после валки деревьев служат сырьем для получе¬ния скипидара и канифоли. Использование древесины. Для работ по дереву ис-пользуют древесину в виде досок, брусков и брусьев, получаемых после распиловки средней и нижней (комлевой) частей ствола, причем нижний отруб дает самую ценную древесину. Разрезы ствола. Чтобы лучше понять свойства древе-сины, следует хорошо представить ее строение. Обычно строение древесины рассматривают на трех главных разрезах ствола: поперечном, радиальном и тангенциальном (по касательной к годичным коль-цам). Сердцевина. В центральной части ствола расположе¬на сердцевина из рыхлой ткани. Сердцевину окружа-

Рис. 1. Строение древесины: 1 — тангенциальный разрез; 2 — поперечный разрез; 3 — радиальный разрез; 4 — ядро; 5,6 — годичные кольца; 7 — кора

ют годичные кольца — слои прироста древесины за один год жизни дерева (на поперечном разрезе они имеют вид концентрических колец, на радиальном — продольных полос, а на тангенциальном — извилис¬тых линий). В годичном кольце различают внутрен¬ние слои из крупных светлых клеток, которые появ¬ляются весной и ранним летом, и наружные слои из мелких толстостенных клеток более темного цвета — область поздней древесины. Ядро и заболонь. В древесине некоторых пород раз-личают ядро и заболонь. Ядро отличается наиболь¬шей плотностью, стойкостью против загнивания и более темным цветом. Породы дерева, имеющие яд¬ро, называют ядровыми. В древесине лиственных по¬род заболонь по качеству значительно уступает ядру. Поэтому, например, заболонь дуба в столярном деле не используют. Сердцевинные лучи. На поперечном разрезе иногда также видны сердцевинные лучи, по которым смола, соки, дубильные и красящие вещества проникают из поздних (наружных) слоев в более ранние (внутрен¬ние) слои. Текстура. Рисунок, открывающийся на поверхности древесины после прорезания волокон годичных ко¬лец и сердцевинных лучей, называют текстурой дре-весины. Чем разнообразнее этот рисунок по конфи-гурации и цветовым оттенкам, тем ценнее древесина как отделочный материал. Плотность древесины. Одно из важных свойств древесины — плотность, определяющая многие дру¬гие ее свойства, в особенности прочность (способ¬ность сопротивляться разрушению под действием механических нагрузок). Чем больше плотность, тем тяжелее и тверже древесина, тем выше ее прочность и сложнее обработка. Самое «легкое» дерево — бальзовое (плотность его древесины всего 0,15 т/м3); самые «тяжелые» деревья — самшит и бакаут (их плотность 1,1 т/м3). Пороки древесины Порок древесины — отклонение от нормы в строе¬нии ствола дерева, внешнего вида и формы. Наруше¬ние физического состояния и повреждение древеси¬ны снижает ее качество и возможность применения. Все эти отклонения в основном образуются в расту¬щем дереве из-за неблагоприятных климатических условий, случайных механических повреждений и естественного старения. При выполнении резьбы по дереву необходимо учитывать и знать пороки, кото¬рые порой осложняют работу, а иногда делают древе¬сину вообще непригодной для дальнейшего исполь¬зования. Но, как говорится, «нет худа без добра», — человек с давних времен научился использовать раз¬ные пороки дерева для своих нужд и целей. Характерными пороками ствола являются: кривиз¬на, закомелистость, ройки, наросты. К основным по-рокам древесины относятся: сучки, косослой, свиле-ватость, крень, двойная сердцевина, внутренняя заболонь, ложное ядро, прорость, трещины, смоля-ные кармашки, засмолок, рак, червоточины, гнили. Кривизна — это искривление продольной оси ство-ла. Она может быть простой и сложной (ствол имеет несколько изгибов в разном направлении). Кривизна в круглых лесоматериалах затрудняет их использова¬ние, увеличивает количество отходов в деревообра-батывающей промышленности. Но при индивидуальном строительстве, устройстве оград и заборов, изготовлении всевозможных инст-рументов и инвентаря, мебели, посуды, резьбе по де-реву и еще во многих других случаях человек все-та¬ки находит при-менение кривому стволу дерева. А не-которые изделия или конструкции в строительстве выполняют исключительно из кривых деревьев. Закомелистость — это утолщение или увеличение диаметра комля по отношению к стволу дерева. При изготовлении досок из этой части ствола неизбежны большие отходы, полученный материал при распи¬ловке — невысокого качества, так как появляется большое количество перерезанных волокон. Закоме¬листость можно частично использовать в строитель¬стве, при изготовлении мебели, посуды и др. Ройки — продольные углубления в комлевой части ствола. Поперечный распил торца бревна выглядит звездообразным с волнистым расположением годич¬ных колец. При распиле на доски большую часть ство¬ла выбраковывают в отходы, поскольку такие доски сильно коробятся и имеют пониженную прочность. Но в индивидуальном хозяйстве и такие пиломате¬риалы можно использовать с пользой. На поперечном разрезе ствола при соответствующей обработке ярко выявляется красивый рисунок годичных колец дере¬ва. Разрезы различной формы и толщины можно при-менить в оформлении интерьера жилища.

Эта запись была опубликована в Пособие.