Энциклопедия древесины

Операция Оборудование, инструменты Материал и режим выполнения операции Второе лакирование Пульверизационная камера, краскораспы¬литель Лак ПЭ-232; вязкость лака 30—35 с по ВЗ—4 при температуре 18—23еС Сушка Стеллажи 10 ч при температуре 18—239С Шлифование покрытия Ленточный шлифовальный сганок Шлифовальная шкурка зернистостью 4, М40 скорость движения ленты; 25 м/с Полирование покрытия Полировальный барабанный станок Полировальная паста №290, частота вращения барабана 950 об/мин Удаление масла Рабочий стол, тампон Жидкость д\я удаления масла Огделка изделий нитроцеллюлозным лаком НЦ-218 методом пневматического распыления Удаление пыли Щеточный станок, щетка Скорость подачи 15—20 мм/мии Грунтование Сушка Пульверизационная камера, краскораспылитель Стеллажи Грунтовка ПМ-1 или БНК; нанесение перекрестное 1—2 ч при температуре 18—20°С Шлифование покрытия Ленточный шлифовальный станок Шлифовальная шкурка зернистостью 5, 4 Трехразовоё’лаки-рование с промежу-точной сушкой Пульверизационная камера, краскораспылитель Лак НЦ-218; вызкость 25—30 с по ВЗ—4 Сушка Стеллажи При температуре 18—23WC после 1-го лакирования 30—60 мин, после 2-го — 60 мин,после 3-го — 24 ч ем является окраска однотонными масляными крас-ками, эмалями, нитроэмалями. Для мозаичного набора из ценных пород — нанесе-ние прозрачных покрытий. Существует 2 вида про- мрачной отделки — матовая и глянцевая. При приме-нении глянцевой и матовой отделки поверхность по-лучается от бархатистой до зеркальной. Основные способы прозрачной отделки: лакирова-ние, полирование, лессировка, вощение, глазуровка. Способов получения таких покрытий много, но все они требуют подготовки набора к отделке: поверх¬ность должна быть гладкой. Мелкие дефекты устраня¬ют шлифовкой, циклеванием. Покрывать лаками мож¬но любую древесину, для отделки мозаичного набора используют спиртовые, масляные и нитроцеллюлоз-ные лаки, цветные (от красного до черного), бесгрйэт- ные. Парафиносодержащие лаки по физико-механи-ческим свойствам превосходят беспарафиновые. Но последние могут использоваться для отделки мозаич-ных наборов в условиях мозаичной мастерской. Целлюлозные лаки холодного нанесения: НЦ-222 — светлый лак, НЦ-218 — темный лак. Целлюлозные лаки горячего нанесения: НЦ-223; температура нагрева лака — 70°С. Грунтовка. Для экономии нитролаков и получения по¬крытий нужной толщины применяют грунтовку. Она должна быть как и лак прозрачной и не искажать тек- стуру древесины. При отделке небольших мозаичных работ применяют восковую мастику, спиртовые лаки, нитрополитуру. Отделка резных изделий Под отделкой резных изделий понимают обработку поверхности, улучшающую внешний вид изделий и защищающую от воздействия окружающей среды. ()тделываемые поверхности покрывают жидкими от-делочными материалами, облицовывают. Только по¬сле отделки поверхности резного изделия резчик увидит результаты своего труда. Но отделка поверх¬ности — это не просто придание декоративной выра-зительности. Виды отделки. Прозрачная, сохраняющая текстуру древесины. Непрозрачная, закрывающая текстуру и цвет древесины. Шлифовка и полировка. Отделка поверхности вклю-чает: шлифовку (выравнивание поверхности); поли-ровку (нанесение защитного и декоративного покры-тия) . В зависимости от характера изделия шлифовка и полировка выполняются или по всей поверхности резьбы, или вообще не делаются, если нужно сохра¬нить все детали резьбы. В последнем случае речь идет о том, что резьба велась с расчетом на чистовую подел¬ку с применением острых инструментов. Не требует шлифовки и полировки резьба листьев растительного орнамента. Перед покрытием изделия лаком или мас-лом его поверхность должна быть тщательно провере¬на и выровнена. В начале отделки применяется драче- вый полукруглый напильник, набор надфилей для обработки мелких деталей резьбы. Плоскую поверх-ность геометрической и контурной резьбы шлифуют с помощью колодки, обернутой мелкозернистой шли-фовальной шкуркой. Резьбу на мягких породах древе-сины шлифуют мелкой шкуркой. Рельефная резьба шлифуется мелкозернистой шкуркой с учетом на-правления волокон и рельефа. Пыль из углублений удаляется кисточкой. В углах и изгибах рельефа шкур-ка употребляется свернутой в трубочку или ребром перегиба. Таким способом удаляются царапины и сле-ды инструмента. Покрытие лаком. После шлифовки и полировки из-делие покрывается прозрачным масляным и лаковым защитным слоем. Но использовать масляный лак не-обходимо с помощью спиртовой политуры, иначе из-делие будет иметь вид керамического изделия. Растительное масло или нитролак. Простой и удоб-ный способ защитного покрытия резного изделия — применение растительного масла или нитролака. Из-делия, покрытые растительным маслом, темнеют и приобретают темно-красный цвет. Взаимодействие растительного масла с деревом происходит за 2—3 дня. После нанесения масла на резное изделие, оно подсушивается 30—40 минут, остаток масла стирают тряпкой. Этот процесс повторяют несколько дней под-ряд. Время высыхания подсолнечного масла можно ус¬корить, если добавить в него 20% натуральной олифы. Через 3 недели резное изделие полируется чистой са¬пожной щеткой. Очень надежно, когда изделие под¬сохло от первого слоя масла, нанести лак НЦ № 222. Это самый удобный лак для покрытия резных изделий в домашних условиях. Если изделие выполнено из светлых пород дерева, можно изделие покрыть только лаком НЦ № 222, но сделать это несколько раз, с ин¬тервалом 2—3 дня. При аккуратном нанесении нитро¬лака шлифовку шкуркой можно не проводить. Шли¬фовка нужна только тогда, когда покрытие лаком оказалось неровным из-за пузырьков газа, выделяю¬щихся в процессе высыхания. Выделение пузырьков газа происходит оттого, что лак разбавляют легколету¬чими растворителями, например ацетоном. Многослойное покрытие нитролаками со шлифов-кой и полировкой делается для ровных и плоских по-верхностей в резьбе. На поверхность наносится от 10 до 20 слоев нитролака. Последний слой шлифуется и полируется специальными пастами или мелкой шкуркой и лезвием безопасной бриты. Последняя операция в отделке резного изделия — протирка по-верхности до ее нагревания суконкой. Блеск лака. Блеск лака можно смягчить мелкой поли-ровальной шкуркой с учетом композиции резного из- Процесс отделки нитроцеллюлоидными лаками с получением зеркальных покрытий с закрытыми порами Таблица 7 Операция Приспособления, инструменты Материал и режим выполнения Удаление пыли после шлифовки Волосяная щетка Вручную Окрашивание Тампон Водный раствор красителя Ns 2,5 Сушка Си-еллажи 3 часа Протирка или сухое шлифование Колодка Жесткая ткань, шкурка Ns 2, 3 Нанесение 5-ти слоев лака с проме¬жуточной сушкой Кисть Нитролак Сушка Стеллажи Не менее 6 часов Мокрое шлифование Шкурка Ns 5, 6; Колодка Уаит-спирит или керосин Сушка Стеллажи Не менее 24 часов Первое полирование Тампон Полировочная жидкость Сушка Стеллажи 46 часов Второе полирование Тампон Щелочная политура 5—7% консистенции Удаление масла Тампон Состав для удаления масел Осветовка Тампон Щелочная политура 3—5 % консистенции делия. Со временем блеск сам по себе успокоится, лак станет как бы незаметен, создается впечатление, что обработана сама поверхность древесины. В рель¬ефной резьбе лак наносится кисточкой, берется так, чтобы с кисточки не капал, чтобы не делать затеки в углублениях. На последние слои гладких поверхнос¬тей лак наносится тампоном. Нельзя прикасаться к поверхности, только что покрытой лаком. Внимание: нитролак токсичен и опасен! Даже еди-ничные операции выполнять с ним нужно осторожно, чтобы не вызвать отравления. Поэтому при покрытии резного изделия предпочтение в домашних условиях отдают безобидному растительному маслу. При помо-щи нескольких протирок досуха можно также добить¬ся блестящей поверхности резного изделия. Процесс отделки нитроцеллюлоидными глянцевыми эмалями с получением глянцовых и матовых покрытий с закрытыми порами Таблица 8 Операция Инструмент, приспособления Материал и режим выполнения Глянцевые покрытия: Местное шпат¬левание вручную Шпатель Нитрошпатлевка Сушка Стеллажи Не менее 24 часов Шлифование Колодка Шкурка № 5, 6 Грунтование Кисть Нито эмаль жидкая Сушка Стеллажи 2 часа. Нанесение 4—5 слоев эмали Кисть Нитроэмаль Сушка Стеллажи 24 часа Мокрое шлифование Колодка Шкурка Ns 5,6; уайт-спирит или керосин Сушка Стеллажи Не менее 24 час Разравнивание покрытий Тампон Разравнивающая жидкость РМЕ Сушка Стеллажи Нс мспсе 24 час Полирование Тампон Полировочная жидкость ( ушка Стеллажи 48 час Удалении масла Тампон Составы для удаления масла Матовое покрытие: Матирование Колодка Шкурка Ns 1,2 или порошок пемзы Отделка воском. Блеск от воскового покрытия прият-ный, почти матовый. Изделие покрывают воском при помощи сапожной щетки, в углублениях — кисточ¬кой с восковой пастой (1 часть расплавленного воска + 2 части скипидара). Для усиления прочности за¬щитного слоя в воск добавляют расплавленную кани¬фоль. На второй день после покрытия воском резное изделие полируют щеткой до блеска. Пригодна такая отделка для пористой древесины (дуб). Недостатки отделки воском: резное изделие боится влаги, непрочно; больше налипает пыль. Отделка спиртовым лаком. Преимущество спирто-вого лака только при отделке музыкальных инстру-ментов. Спиртовой лак сохраняет чистоту звука. Процесс отделки очень сложный, материал — нату-ральный меллак — дефицит, да и покрытое им изде¬лие боится влаги, покрывается от времени пятнами. При необходимости резное изделие подкрашивают водорастворимыми красителями. Бронзирование. Иногда резьбу бронзируют. При бронзировании поверхность покрывают порошком бронзы, смешанным с лаком. Смесь наносят кистью. Другой вид бронзирования — нанесение бронзового сухого порошка на покрытую лаком поверхность. При бронзировании пользуются спиртовыми лаками. Пользоваться синтетическими лаками нельзя, т. к. бронзовый порошок в них темнеет. Реставрационные работы Реставрация изделий, украшенных резьбой — ответ-ственная и трудная работа, которую выполняют опытные резчики по дереву. Реставрация — восста-новление изделий в первоначальном виде. Реставра-цию выполняют в соответствии с первоначальным видом и качеством изделия. Перед реставрацией устанавливают первоначаль¬ный вид изделия по чертежам, фотографиям. Если первоначальный вид изделия установить нельзя, то (>го ремонтируют, а не реставрируют. Реставрацион-ные работы выполняют более тщательно, с возмож¬ным сохранением реставрируемых деталей, отделоч¬ных покрытий, декора. Негодные старые детали из древесины заменяют новыми, подбирая древесину по породе и влажности. Применение более влажных по сравнению со стары¬ми деталями приводит к повторной порче изделия и короблению влажных деталей. При реставрации облицованных шпоном поверхнос¬тей вставки из шпона подбирают по породе, цвету, текстуре древесины. Отделочные покрытия восста¬навливают, как правило, тем же отделочным материа¬лом. Если отделочные материалы другие, то их нужно подобрать так, чтобы толщина, цвет, блеск изделия со¬ответствовали первоначальному. Реставрация мозаики состоит из: вставки шпона в места утрат в мозаичном наборе; проклеивания по-верхности набора; зачистки и отделки. С реставриру-емой поверхности удаляют отделочное покрытие, очищают от клея места вставки шпона в мозаичном наборе. На кальку наносят контур вставки из шпона и используют ее в качестве шаблона, затем вырезают ножом — резаком вставку, подбирая ее по породе, цвету, текстуре. Вклеенную вставку смачивают горя-чим жидким клеем, нанося его тонким слоем. Для смачивания применяют костный или рыбий клей. По-сле нанесения клея поверхность прессуют нагретой цулагой, в процессе нагревания происходит восста-новление старого клея и впитывание нового клея. За-тем поверхность сушат, зачищают и отделывают. Ре-ставрируемая антикварная мебель часто бывает ин-крустирована бронзой, медью и другими материала¬ми. Основной дефект — утрата деталей инкрустации. Для восстановления утраченных деталей снимают рисунок с сохранившихся деталей на кальку. Перево-дят рисунок на бумагу и наклеивают на поверхность заготовки. Предварительно заготовки склеивают ме-здровым клеем. Детали по рисунку выпиливают лоб-зиком. Склеенные детали разъединяют, намочив теп-лой водой. Выпиленные детали подгоняют надфилем друг к другу и склеивают в мозаичный набор. Для проклеивания набора используют эпоксидный клей. После сушки набор зачищают шкуркой. Инкрустиро-ванную поверхность обрабатывают согласно техно-логии отделки поверхности из древесины. При реста-врации необходимо сохранить первозданный образ резного изделия. Основные термины и понятия Акант — архитектурное украшение в форме стилизо-ванных листьев и стеблей аканта в различных видах орнамента. Антаблемент — балочное перекрытие пролета или завершение стены, состоящее из фриза и карниза. Арабеска — орнаментальный мотив правильно по-вторяющихся переплетенных между собой стилизо-ванных побегов с листьями. Бандельверк — орнамент из переплетающихся лент. Барельеф — скульптурное изображение или орна-мент, немного выступающий над плоскостью. Вердюра — стенной ковер с растительными, пейзаж-ными, геральдическими, но только не фигурными, мотивами. Геральдические фигуры — фигуры на гербовых по-лях, разделенных прямыми, дугообразными и преры-вистыми линиями. Горельеф — скульптурное изображение, выступаю-щее над плоскостью фона более чем на половину сво-его объема. Гротекс — орнамент, в котором причудливо, фантас-тически сочетаются декоративные и изобразительные мотивы (растения, животные, человеческие формы, маски). Декор — система, совокупность декоративных эле-ментов, украшений. Дерево жизни — древнесирийский орнамент. Дрессуар — резной посудный шкаф в эпоху Возрож-дения. Жакоб — стиль мебели красного дерева, для которо¬го характерна отделка бронзой или латунью. Инкрустация — вставка камня в камень или металла и других материалов в металл. Интарсия — вставка дерева и другого материала (сло-новой кости, перламутра и т.д.) в дерево. Интарсией украшалась мебель в эпоху Ренессанса и прежде все¬го Барокко. Интерьер — архитектурно и художественно оформ-ленное внутреннее строение и убранство помеще¬ния, здания. Кнорпель — раннебарочный орнамент нидерланд-ского происхождения, применяющийся прежде всего в резьбе. Композиция — последовательность изобразитель¬ных приемов, организующих целое художественное произведение, сложное или неоднородное по своему составу. Крабб — пластическая декоративная форма готики на франтонах, башенках. Имеет форму свернутого листа. Лаубверк — плоский резной мотив из широких лис-тьев, применявшихся прежде всего в южнонемецкой мебели. Лотоса цветок — растительный орнамент, производ-ное от цветка лотоса, встречающийся в искусстве Азии. Макет — модель чего-либо, предварительный обра¬зец в заданном масштабе. Маркетри — мелкая интарсия мебели. Маскарон — скульптурное изображение в виде чело-веческого лица или головы животного, срезанных плоскостью сзади. Матовый — не имеющий блеска, в отличие от поня¬тия «глянцевый». Меандр — античный орнамент, названный по назва-нию реки Меандр, со множеством извивов. Состоит из прямоугольно изломанной линии или спирали. Модель — образец какого-либо изделия. Мозаика — изображение и орнамент, выполненные из разноцветных материалов (стекла, камней, дере¬ва), а также сами эти материалы. Натюрморт — в изобразительном искусстве — изоб-ражение неодушевленных предметов, в отличие от портрета и пейзажа. Орнамент — узор, состоящий из ритмически упоря-доченных элементов, предназначается для украше¬ния различных предметов. Орнамент усиковый — орнаментальный мотив из по¬бегов аканфового листа. Встречается в орнаменте всех времен. Пальметта — орнаментальный мотив, производное от формы пальмового листа в плоскостной стилизации. Паркет — материал в виде тонких планок из древеси-ны для настилки полов в виде какого-либо рисунка, а также пол из этих планок. Пергола — деревянная, увитая растениями, беседка. Плаке — изделие из металла или дерева, покрытое гонкими листочками ценного металла или пластинка-ми ценных пород дерева. Пуф — предмет мебели — низкое мягкое сиденье без спинки. Рельеф — выпуклое изображение на плоскости. Розетка — орнаментальный мотив античного проис-хождения, симметрично скомпонованный цветок розы. Рольверк — орнаментальный узор из переплетенных друг с другом лент, дополняемый фигурными мотива-ми. Типичен для североевропейской резьбы. S-орнамент — геометрический мотив в форме латин-ской буквы, встречающийся с первобытных времен в самых разных модификациях. Стилизация — подчинение художественного изобра-жения условным, орнаментальным формам. Трафарет — пластина с отверстиями для нанесения рисунка на стену. Фальтверк — плоскостной орнамент на мебели изящной резьбы, напоминающий складки. Во време¬на поздней готики нашел распространение в странах, где изготовлялась прежде всего мебель из дуба. Фанерование — оклеивание деревянных изделий шпоном для их упрочнения и улучшения внешнего ви¬да: применяется при изготовлении мебели и облицо¬вочных материалов. Фернамбук — бразильское дерево с очень твердой желто-красной древесиной, которая при высыхании делается темно-красной (красное дерево); употребля-ется для производства ценной мебели. Филенка — в деревообработке тонкая доска или фа-нера, вставленная в раму. Флехтверк — геометрический орнамент из правиль¬но переплетенных лент, покрывающих или всю по-верхность, или только борт. Был известен уже в ан-тичности. Фриз — кайма, бордюр стены, пола, потолка, обычно украшенные сплошным орнаментом. Черное дерево — несколько видов тропических дере-вьев, из древесины которых изготовляют мебель, ду-ховые инструменты. Шаблон — чертеж архитектурных деталей, профи¬лей, выполненных в натуральную величину. Шпон — тонкая лента древесины, получаемая луще-нием — срезанием слоя древесины с вращающегося отрезка ствола. Применяется для изготовления фане¬ры и фанерования при изготовлении мебели или от-делочных материалов. Шпунт — в столярном деле продольный вырез в реб¬ре доски для плотного соединения досок между собой. Штабик медальонов — орнаментальный мотив. Эмблема — рельефное украшение — условное изоб-ражение какого-либо понятия, идеи. Эскиз — предварительный рисунок. Введение Одной из сфер развития русской народной художе-ственной традиции является архитектурный декор индивидуального жилища. Резные декоративные элементы для деревянных до¬мов на Руси изготавливались, как правило, мастерами по дереву простыми инструментами — топором, пи¬лой, долотом вручную. В основе резного декора лежа¬ла пропильная ажурная резьба. В современной практике строительства сельских мало¬этажных деревянных домов заводского изготовления применяются новые средства архитектурного оформ¬ления. Использование традиций русского деревянного зодчества и современной резьбы позволяет из ограни¬ченного числа декоративных деталей создать опреде¬ленное количество вариантов внешнего эстетического оформления домов. Но все же более широкий и глубокий масштаб дейст¬вия резьба охватила деревянное домостроение, где она сразу же прочно заняла свое место в самой конст-рукции сельского жилого дома. В одном случае она несет функцию гидроизоляционной защиты, а в дру¬гом целиком выступает в роли декоративно-художе-ственной обработки фасадов и интерьеров жилья. Для декоративной отделки деревянных домов широ¬ко применяют различные виды резьбы, которой ук¬рашают наличники, карнизы, колонны, пилястры, крыльца, лестницы, балконы, фронтоны и другие конструкции стен. Хорошо выполненная резьба придает жилому дому индивидуальность. В настоящее время получили рас-пространение определенные виды резьб. На севере широко используют геометрическую резьбу про¬стой формы с неглубокими выемками узора, так как обильные осадки, выпадающие здесь, быстро разру-шили бы сложную резьбу. Обычно это разнообраз¬ные композиции из прямоугольников, квадратов, ромбов, треугольников, круглых и эллиптических розеток и др. Между крупными деталями вставляют мелкие. Умелый подбор таких чередований придает дому ин-дивидуальный выразительный внешний вид, и тем са-мым еще больше улучшают его общий архитектур¬ный облик. В центральных районах России применяют резные украшения более сложной формы. В них широко ис-пользуют растительный орнамент, иногда с фантас-тическими изображениями всевозможных живот¬ных, птиц или чудовищ, сказочных героев и прочих. При этом каждый мастер-плотник, мастер-художник может выбирать такой вид деревянной резьбы, кото¬рый ему больше по вкусу, придумывать свой рису¬нок, свои разнообразные сочетания, находить про¬порции и декоративные элементы для каждого вида резьбы. Поэтому старые постройки постоянно раду¬ют своей неповторимой красотой, а весь сельский ан¬самбль подобного жилого дома рассматривается рав¬носильно произведению искусства. Истоки и воплощение в деревянной резьбе разнообразных фигур, линий, порезок в виде своеобразных духовных образов с ’ самого начала появления у предков восточных сла- нип стремления оставить «на память» след — камень- слодовик, зарубку, засечку на стволе дерева — было (ммыми первыми шагами творчества. Место удачной охоты, рыбной ловли, надежной тро¬пы предок отмечал для того, чтобы вновь придти к то¬му или иному месту удачи. Таким образом, складыва¬лись определенные навыки, которые в свою очередь нарабатывались от навыка, опыта работы. Так со временем камни-следовики стали отмечать ту или иную территорию, место обитания племени, рода вплоть до первых княжеских уделов. При этом уста-навливались и так называемые переговорные камни- следовики, где осуществлялись различные перегово¬ры между племенами, родами и князьями. Объявлялась война, договаривались о мире и прочих делах. Часто за отсутствием камней, особенно в леси¬стых местностях, их заменяли деревянными столба¬ми, различными перекладинами, позднее, примерно, во I—П-ом в. до н.э. деревянными крестами. Их стави¬ли на самых ответственных местах и участках, осо¬бенно на межселенных дорогах. На верху такого столба, около заостренной части, столб оформлялся, то есть вынималась часть древеси¬ны, отстругивалась небольшая ровная площадка, где вырезались специальные знаки (черточки, линии), которые обозначали знаковые понятия того или ино¬го пересказа, наставления, наконец, послания и т.п. Причем, сами знаки и их смысловые понятия меня¬лись. Они либо исчезали из бытового пользования, либо дополнялись и видоизменялись. Знаки на столбах-указателях, особенно на лесных де-ревьях, являлись по существу прообразом славянско¬го алфавита. Сходственность порезок, черточек и прочих вырезанных на деревьях порезок была иден¬тична высеченным штрихам, клинообразным линиям на камнях. Эта сходственность по конфигурациям порезок-ли- нии, штрихов, прочерков отмечалась во всем мире — от Европы до Азии, от Африки до Америки. Здесь нет приоритета начала открытий таких знаков, как нет приоритета в открытии колеса, арки, свода, окна, две-ри, крыши и др. Но всех частях земли, где было место обитания древних людей, все это открывалось одновременно. Разница Пыла в размерах этих первых конструкций, материале и качестве. Разумеется, наибольшее качество достига-лось в тех местах обитания человека, где было в достат-ке каменного или деревянного материалов, благопри-ятности климата. На какой-то стадии развития людей одни земли развивались активнее других соседних, но последние в свое время добирали пропущенные каче-ства с помощью торговли — товарообмена, с которым передавался опыт и навык ручного труда. Особенно торговля способствовала распространению опыта и на¬выка кустарных ремесленных изделий. Такие изделия на местах их покупок копировались, по их виду мест¬ные мастера-умельцы делали подобные изделия, и при э том добавляли свое видение и понимание этого вида мастерства изготовления. Торговые люди привозили на те или иные рынки не только товары, но и самих мастеров, а нередко сами пересказывали те видения различных «чудес света», и которых рассказывали местным жителям. То есть подобный взаимообмен товарами, пересказами (ин-формацией) создавали условия интереса и желаний для повторений новинок и понравившихся изделий. Местные мастера так называемого народного творче-ства быстро перенимали опыт и навык заморских, и насыщали свое творчество еще более интересными 1пдумками. V наших предков, как и у остальных народов земли, во главе всего было жилье. Жилище древних восточных < лавян мало чем отличались от жилищ других соседних народностей, разумеется кроме северных, где издавна чум и юрта были всевечными надежными крышами для их проживания. Это сейчас, из эпохи цивилизации современных тех-нологий, наше далекое прошлое воспринимается уп-рощенными мотивами и ситуациями. Но на самом де¬ле жизнь наших предков восточных славян была очень тяжелая и сложная!.. Надо на мшовение представить себе долгие месяцы зимы, когда вся жизнь семьи про-ходила, особенно в вечерние и ночные часы, при горе-нии сначала очага, а затем лучины… Нащипывалась от соснового бревна щепа, из металлической стойки с за-жимом делался своеобразный держатель лучины, а под ним устанавливалось деревянное корыто с водой, для того чтобы полусгоревшие лучины ночью сами па¬дали в воду и гасились. Лучины горели всю ночь с на-ступлением темноты и до самого рассвета. Часто у колыбели засыпала мать, и, что случалось не-редко, полусгоревшая лучина соскальзывала мимо корыта с водой… Начинался пожар, который уничто-жал дотла всю избу, весь дом. Но разрушение жили¬ща начиналось и по другим причинам, особенно из-за некачественного возведения из бревен дома. Здесь и зыбкий грунт, и неожиданное его движение, и на¬плыв талой и дождевой воды, и самовал окружающе¬го леса от неожиданного ураганного ветра и от много¬го другого, что наш предок, восточный славянин, не мог заранее предугадать. Лишиться жилья — это значит Цогибнуть. Наших предков окружали многие его враги — звери, климат, недруги, его собственное невнимание и ошибки, от которых он сразу же нес либо значительные убытки, либо невосполнимые. Особенно такие беды приносил огонь — так называе-мый «КРАСНЫЙ ПЕТУХ», от которого почти не было спасения, не говоря уже о других явлениях и неожи-данностях. )ги беды приходили с внешней стороны, но много бед таилось и среди самих жителей, это, например, распри и недружилюбия, ссоры и болезни, несогла¬сии и вражда и прочие бытовые ситуации, от которых гибла не только данная семья, но и все поселение. ‘ )то было начало того, что восточный славянин стал оборонять свое жилье, свой дом от злых духов, от зло¬го намерения неизвестных ему сил и от всего того, что могло бы навредить его проживанию в доме. Главное было в его сознании то, чтобы в его жилье не проникало злое намерение — злой дух, которое таи¬лось и не было заметно простым глазом. 11апример, очень рано сгнил сруб избы?!.. Отчего это вдруг так быстро случилось?!.. Или в избе станови¬лось холодно или сыро несмотря на то, что во всю мочь топилась печь!?.. Или, вдруг, рухнула крыша?!.. И многое другое, что было связано со стенами, с брев-нами, с самим возведением дома. Жилой дом — изба из бревен — был самым первым славянским домом. Его конструкция отрабатывалась исками. И, как правило, в назидание потомкам отлажи- иались основные строительные правила. Эти правила, и основном, касались соединения конструкций — бре-вен, которые вязались в своеобразные венцы, а те в спою очередь слагались в клети и другие части. Между бревнами были стыки и щели, в которые, если их не законопатить, проникал воздух с влагой. Летом мог проникать ветер, зимой он же с холодом. То и дру-гое влекло за собой загнивание бревен, постоянное пиление холода и сырости. Дом быстро разрушался. Для того чтобы это так быстро не происходило, наши предки славяне наработали целую систему защиты (бревенчатого дома. Стыки и швы тщательно законо-пачивались сухим мхом, в лучшем случае просмолен-ным. Из того же дерева приготовляли так называе¬мый деготь, которым пропитывали те части строения, которые соприкасались с землей. Во многих случаях сам мох и бревна смолили. Это предохраняло от быс-трого загнивания бревен. Предки славян проживали в дремучих лесах, которые были наполнены различными зверями, птицами, пол-зунами, насекомыми, которые им не были знакомы по их основным повадкам. К тому же, в лесу были и другие загадочные явления, особенно там, где выде-лялся болотный газ. При этом светоэффекты, личные эмоции и желания создавали многовековую иллюзию существования различных духов, то есть аморфных существ, которых нельзя увидеть простым глазом, но которые всегда присутствовали рядом, и от поведе¬ния которых во многом могла зависеть судьба прожи¬вания. К тому же, и это было почти главное — основное в со-здании злых и добрых духов, божественных существ и пр. мифологии, это то, что проживая в дремучем ле¬су, древний человек не мог понять того, что ему по¬добного в данном месте не могло быть, поэтому чтобы не страдать в таком вынужденном одиночестве, он, воссоздавал для себя своего постоянного невидимого соседа, который всегда рядом, и который всегда смо-трит за ним, либо помогает проживать в достатке и довольствии, либо, если его разгневать, накличет бе¬ду, горе и несчастье. Предки славяне четко разделили таких выдуманных су-ществ на злых и добрых. И обязательно в доме должен проживать своеобразный домовой — страж и блюсти-тель дома, его домового уклада, оберегать всех прожи-вающих от злых навеяваний, от злых духов, которые всегда не прочь захватить жилье нерадивых хозяев. ()дух отворялось любое явление, которое случайно совпадало с какой-нибудь удачей в жизни. То есть любой элемент случайности возводился в символ за-кономерности. И эта закономерность передавалась из поколения в поколение. (!о временем злые и добрые духи обрисовывались ви-димыми живыми представителями животных и птиц. Многие образы, в особенности солнце, различные планеты, звезды, летающие к земле планеты — мете-ориты, болиды и пр. также приравнивались к божест-вам, и, частично, к их посланцам, или, как например, солнце — к самому богу. Но из всех этих обожествленных символов древние славяне выбрали наиболее доступные для понимания и владения ими, чтобы использовать для своего про-живания пользу. Но сама польза от их использования заключалась в соб¬ственном пользовании, то есть постоянно соблюдать природой и трудом установленные и проверенные опы¬том жизни правила. Художественные духовные образы были лишь своеоб-разной памяткой для соблюдения этих правил и зако-нов. Например, долгое время образ небесного светила Пыл в ходу быта и уклада славянских домов. Вырезан-ное на столбе, наличнике, калитке, воротах стилизован¬ное солнце означало то, что жилье и все хозяйство га¬рантировано его пристальным вниманием и заботой о (>лаге данного дома. ‘ >то был общий символ. Но, в частности, в доме были такие входы и выходы, которые надлежали быть ох-раняемыми от злых поверий, духов и прочих непри-ятностей. Это дверь входа в саму избу, ее окна, (чер¬дак) и др. места. Кроме того, не менее важным элементом, если не главным, была крыша. Она венча¬ла весь дом. Оттого насколько она была прочна, зави- село проживание в доме всей семьи. Недаром гово-риться: «Была бы крыша над головой!..» Крыша в представлении селянина была наподобие коня, который своей силой и надёжностью давал хо-рошее проживание в доме всей семье. К тому же и на огороде, в самом хозяйстве крестьянину никак нель¬зя было обойтись без коня. Конь и пахарь — хлеб и род семьи крестьянской. Поэтому всегда на завершение крыши, особенно сам- цовой, на самой ее вершине устанавливалось коньковое бревно, либо слега, или попросту вырезанный образ го¬ловы лошади. Обычно плотник делал этот скульптур¬ный портрет одним лишь топором, как и то, что в стари¬ну избу возводили без единого гвоздя. Да и саму резьбу наличников, причелин, свесов, карнизных досок и про¬чее также изготавливали только одним топором. Для того, чтобы дом населили только добрые духи на наличниках вырезались сопутствующие добрым на-певам образы животных и птиц. Чаще всего это были хорошо проверенные типажи животных и птиц: жу-равль, гусь, орел и даже лев. Последнего вырезали на досках по рассказам о его силе и могучестве, о том что он являлся царем зверей. Это говорило о том, что крестьянин привлекал для охраны своего жилья не только местных животных и птиц, но и тех, кто за мо-рями и океанами также были могущественными и сильными. Особенно много резных образов на досках налични¬ков, причелин и карнизов тех фигур, которые в сказ¬ках слыли защитниками добра и счастья. Очень мно¬го было символических образов птиц-сирен, которые по мифологии были хранителями добра против злых поверий потусторонних явлений природы. Из этих всех представлений животных и птиц народ-ные мастера резчики (а они были плотниками) созда-вались всевозможные орнаментальные полосовые композиции. То есть создавался такой набор разно-образных образов добрых духов, которые в сумме предопределяли своеобразный узор — орнамент. ‘. )тот орнамент был функционален — так как он плот-но защищал стены бревенчатого дома от влаги — ка-пели. К тому же те же резные наличники наглухо за-крывали все щели и стыки между венцами бревен стены и оконной коробкой окна. Такими же свойства-ми обладали и все остальные резные доски карниза, фриза, свесов кровли, подзоров и др. Выло в этом двойственном назначении много и совпа-дений, которые относили к вырезанным образцам тех или иных животных, птиц, сказочных героев. Но эти совпадения были не что иное как правильное ре¬шение зачеканивания швов, стыков и соединений конструкции дома. Самым долгим и постоянным духовным образом в резных досках являлся диск солнца с веерными луча¬ми, сделанными в виде треугольных порезок. Если все остальные вырезанные фигуры и линии домовой резьбы в сущности служили отверстиями и капельни-ками для отвода капель воды, то стилизованный диск солнца с расходящимися лучами являлся художест-венно-декоративным пятном на ставнях окон, на ка-литке входа на садово-огородный участок, палисад, на воротах и бытовой утвари. Особенно часто можно встретить такое солнце на прялках. Обожествленные фигуры духовности всегда были связаны с изображением растений. Растительный ор-намент всегда присутствовал в этих композициях. Это было связующее звено, так как в природе живот¬ные и птицы постоянно были в окружении раститель¬ности — деревьев, кустарников, трав и цветов, поле¬вых и лесных. Древние славяне также верили и чтили растения, среди которых было немало лечебных. Одни растения чтили и ценили — валерьяна, подорожник, зверобой и много других. Эти растения с любовью вырезались на досках с помощью топора и пилы ножовки. Сквозная домовая резьба была насыщена обожествленными образами растений. Создавался так называемый растительный орнамент, где одно крестьянское семейство чтило вол-шебство лечебных трав, а другое сочетание обожеств-ленных образов животных и птиц с растениями. Но среди лечебных растений были и вредоносные — ядовитые, которые так же использовались, но уже с целью «убить» злого духа, когда тот попытается про-никнуть в жилую избу, в дом, на скотник и огород. На досках ограды, калитки и ворот делались резные дос¬ки с изображением ядовитых растений для отпугива¬ния такого зла. Но впоследствии такие каноны использования тех или иных символических образов в домовой резьбе сошли бы на убыль. Использовали рисунок такой резьбы, которая была более эффективной в защитных свойствах, и художественно выразительней с внеш¬него восприятия. Со временем выявились типы и виды резных узоров, резных досок. Разумеется, среди них осталось немало прошлых резных фйгур и компози¬ций из них. Например, резное солнце, фигура стилизо-ванного льва, птицы сирены, волшебных растений, которые как и прежде не только защищают жилье от проникновения в него сырости и холода, но и ласкают взгляд своей ажурностью и филигранностью. Выявился со временем световой эффект восприятия резных досок, в частности, от света и тени, и от выпук¬лости и вогнутости рельефной резьбы, что всегда при¬дает дому обожествленный светом солнца великолеп¬ный внешний вид. Виды домовой резьбы Для украшения дома используются те же виды резь¬бы, что и в интерьере. Если же резьба выполнена на целом материале, она называется глухой независимо от подвида. Наиболее широко применяется прорезная резьба, так как она имеет ряд преимуществ: крупные формы ор- 11амента и обозрение с большого расстояния не требу¬ют тщательной отделки контуров; выполнить ее мож¬но быстро, тем более, что в домовой прорезной резьбе широко применяются сверла, перки, кругорезы. Все вышесказанное относится и к накладной резьбе. Наметив тот или иной орнамент для включения в до-мовую резьбу, нужно выбрать вид резьбы и сорт дре-весины, с помощью которых его можно будет сде¬лать. Если речь идет о таких крупных по площади или вытянутых в длину деталях, как причелины и карни¬зы, нам выгоднее использовать прорезную или на¬кладную резьбу и еловые или сосновые доски в каче¬стве материала. Если домовая резьба предназначена под окраску мас-ляной краской и есть выбор материала, то выгодно заменить доски хвойной древесины в прорезной резьбе на осину, липу или ольху. Осина, для этой це¬ли подвергнутая специальной обработке — вообще идеальный материал: она вязкая, более стойкая к ско-лам от ударов, чем сосна или ель, не боится влаги. Для резьбы, которая предназначена под отделку прозрач-ными лаками, осина тоже подойдет, только надо вы-браковать доски, древесина которых изменила цвет па синеватый или зеленоватый, что с осиной бывает часто. Такое пятно может выпасть из ансамбля резь¬бы, имеющего общую теплую гамму. Работать же с ольхой для резьбы под прозрачную отделку можно только в том случае, когда в данном месте желателен именно такой темный цвет, например, в наличниках при светлых рамах, и когда будут другие композици¬онно организованные повторы их ольхи в ансамбле дома. Подбирать орнамент нужно таким образом, чтобы максимально уменьшить объем работы, но стараясь при этом не лишить его выразительности. Значит, ос-новной упор будет сделан на удаление древесины с по¬мощью перьевых сверл и выпиливания внешнего кон¬тура пилой. Для внутренних узоров и выпилов также надо максимально использовать сверла, а остальную древесину удалять и подравнивать узкой ножовкой. Пила и особенно сверла будут «рвать» древесину по контуру спила или отверстия с обратной стороны до¬ски. К этому надо быть готовым (обратная сторона не видна), но лучше принять меры предосторожности. Во-первых, следует брать мелкозубую пилу, а сверле¬ние перкой выполнять с двух сторон, для чего предва¬рительно просверлить маленькое центральное отвер¬стие. Во-вторых, можно избежать задиров древесины, если приклеить с обратной стороны доски плотную бу¬магу. Удается уменьшить задиры при сверлении и про¬стым прижатием доски к другой основе. Конечно, во избежание скола элементов резьбы лучше сначала вы-сверливать отверстия, а затем уже применять пилу. При выполнении контура орнамента полезно снять ножом фасочки по кромкам всего контура резьбы, а также и с обратной стороны. Это создаст не только зрительный эффект, но и обеспечит дополнительную защиту торцов древесины от намокания: гладкую по¬верхность легче защитить маслом или краской. С этой целью и шероховатости по всей поверхности выполненного орнамента надо зачистить ножом, ста¬месками, шкурками. (‘ледует заметить, что иногда прорезной орнамент и и годно делать составным, из двух или нескольких досок, чтобы получить возможность максимально ис-пользовать пилу при обработке наружного контура резьбы. При такой технике возникает иногда задача состыковки досок так, чтобы ликвидировать не толь¬ко щель между ними, но и расхождение в плоскости вследствие их коробления. С этой целью лучше при-менять шканты (шипы) или гвозди, а также наклад¬ные поперечные планочки, прибитые с обратной сто¬роны в местах, где нет вырезов. С учетом таких накладок и места для них и нужно планировать харак¬тер рисунка резьбы. Выбор древесины для домовой резьбы Заготовка, доставка и сушка древесины. Пожалуй, самым главным вопросом в реализации замысла ук-расить резьбой дом является заготовка материала. Именно дефицит в приобретении материала через торговую сеть заставляет ставить композиционный 11 роект резного ансамбля дома в зависимость от того, какого вида, сорта и раскроя древесину удастся при-обрести. Здесь нельзя рассчитывать на случайно при-обретенные несколько досок или брусков. Нужно иметь, по крайней мере, несколько кубометров древе-сины, особенно если речь идет об обшивке тесом стен дома, о палисаднике, а может быть, и о крыше. Навер-ное, наиболее реальный путь — приобрести тес или доски через торговую сеть. Древесину же больших объемов, предназначенную для глухой резьбы верх¬них частей наличников, декоративных орнаментов, горельефных и скульптурных поделок можно купить на торговых складах или использовать старые дома, предназначенные на слом, а также раскроенный в ле¬су на заготовки нужного размера ствол сухостоя ели, сосны, осины. Бывает и так, что недалеко от вашего дома уже давно стоит толстый ствол подходящего дерева (клен, сосна, лиственница, осина, дуб, тополь) со спиленной кроной, которая мешала когда-то электропроводам или затеня-ла чей-то огород. И сам ствол оказался неспиленным только потому, что кому-то лень было это сделать. Та-кая находка была бы наиболее удачным решением проблемы, так как отпадает необходимость транспор-тировки, и потом эта древесина уже выстоянная, с ми-нимальным количеством влаги (если только она не гнилая), удобная для сушки и резьбы. Чтобы использовать древесину старых домов для глу-хой резьбы, нужно, конечно, быть уверенным, что она для этой цели подходит. Если попадается старый дом, сарай или баня, выстроенные из осины, стоит не упус-тить возможность и проверить рассказы очевидцев, ут¬верждающих, что осина таких домов стала прочной, как кость. Тем более, что в давние времена, когда строили этот дом, использовали для этой цели толстые бревна. Не всякий сосновый или еловый дом подойдет для на¬шей цели. Если он очень старый, то древесина в нем хо¬тя и не гнилая (она еще звенит под ударом топора), но уже перегорелая, желто-коричневатая в распиле и с крупными порами на торце. Инструмент режет такую древесину с большим трудом, она мнется, а не режется, причем сильно тупит лезвие инструмента. Не говоря уже о соответст-вующем качестве резьбовой поверхно¬сти, велика вероятность попасть на гвоздь или темное гнездо от вытащенного гвоздя (от металла древесина темнеет). Но резчику по дереву не требуется от старого дома много качественной древесины. Место, где с наиболь-шей вероятностью ее можно встретить — это пол или матица потолка. Качество половиц, которые когда-то делались из толстых байдачных досок, легко проверить со стороны подполья. С этой стороны доски пола долго сохраняют свежий вид, да и сам пол менее подвержен загниванию от влаги или грибков, чем стены. Что каса¬ется матицы потолка, то для нее всегда выбиралось са¬мое лучшее и толстое бревно. И весь потолок сохраня¬ется дольше других частей дома. 11е исключена возможность встретить хорошую дре-весину среди подушек и косяков окон, дверных про-емов, тем более что они часто заменяются из-за ско¬рого загнивания и имеют солидные размеры. Но всяком случае древесину старых пустующих или предназначенных на слом домов не стоит упускать из вида. В сочетании с заготовкой дров, а также при по-купке на паях с соседом такой способ добывания по-делочного материала может оказаться десятикратно более выгодным, чем приобретение аналогичного пи-ломатериала через торговую сеть. Но тес и доски, предназначенные для обшивки дома, прорезной резьбы длинных причелин и карнизов, должны быть из свежей древесины. Подготовка дерева для резьбы Чтобы готовое изделие не растрескивалось, древеси¬ну надо хорошо высушить. Материал для резьбы дол¬жен иметь влажность 8—10 процентов. Из высушенного материала делают уже заготовки для резьбы. Их выстругивают, склеивают. Шлифо¬вать поверхность не следует: абразивные частицы, попадая в поры, быстро затупят инструмент. Для скульптурной резьбы используют чаще всего чу- раки — части распиленного поперек ствола дерева. Чу раки очищают от коры, оставляя лишь на концах кольца шириной в 20—25 сантиметров. Торцы тща-тельно закрашивают масляной краской. Можно сде¬лать и по-другому — заклеить их плотной промаслен¬ной бумагой, а сверху перекрыть еще одним слоем бумаги. Сушат чураки так же, как и любую древесину — снача¬ла на воздухе под навесом, а затем в сухом помещении вдали от отопительных и нагревательных приборов. В соответствии с замыслом художник выбирает раз¬мер чурака, спиливает растрескавшиеся торцы. Если заготовка узка, на ней простругивают плоскость и подклеивают материал нужного размера. Склеивае¬мые куски древесины должны быть одной породы. Появившиеся во время работы трещины заделывают. Для этого выстругивают длинные, заостренные кли-нья, которые на клею (столярном или казеиновом) за-гоняют в трещины. Желательно делать клинья из той же породы, что и чурак. Отличающиеся по цвету кли-нья тонируют или отбеливают под цвет материала. Некоторая сложность резьбы заключается в том, что при разработке орнамента резчик вынужден считать¬ся со свойством древесины колоться вдоль волокон. Поэтому важное значение это обстоятельство приоб-ретает при подготовке заготовки. Здесь следует очень внимательно оценить визуальным осмотром ее тексту-ру — направление слоев — волокон. Особенно колка хвойная древесина, которая чаще всего и используется в домовой резьбе. Здесь прихо¬дится учитывать и возможные случайные удары, тем более что домовая резьба выполняется в расчете на го¬ды. Поэтому рисунок орнамента прорезной резьбы продумывается так, чтобы в нем не было тонких кон-цовок, консольных ответвлений и загибов, направлен-ных поперек слоев древесины, т.е. таких деталей, ко-торые могут легко сколоться. Иногда приходится для надежности и сохранности выполненной резьбы из-менять в орнаменте направление волокон древесины, выпиливая его составным из отдельных дощечек, на-правленных перпендикулярно ленте орнамента. За¬тем вертикальные дощечки монтируются на продоль¬ной доске. Не следует считать, что резчик этим самым усложняет себе задачу, что возрастает время выпол-нения резьбы. Скорее, наоборот: подобный прием придает больше уверенности и смелости в работе рез-чику, так как всегда есть возможность немедленно ис-править брак, заменив неудавшееся звено на другое. К тому же прием работы с небольшой деталью позволя¬ет использовать зимнее время для спокойной подгото-вительной резьбы в квартире за столом, на рабочей до-ске. Имеется и третье преимущество в этой технике резьбы: стоит сделать впрок несколько запасных до-щечек, чтобы гарантировать дальнейшую замену сгнивших или сломанных звеньев по мере надобности. Конечно, опасность сколов элементов резьбы умень-шается, когда такая резьба используется как наклад¬ная. Но и в этом случае указанные выше предосто¬рожности остаются в силе. Прорезная и накладная резьба Этот вид резьбы выполнить гораздо легче, чем глу¬хую. При этом вместо обычных резцов можно ис¬пользовать более производительные инструменты: лобзик с мелкими зубьями и стамески, плоские и по¬лукруглые. Прорезная резьба — это обычная резьба с полностью выбранным фоном. Она может быть геометрической, контурной, заоваленной, при хорошем и чистом ис-полнении придает изделию ажурность и легкость, особенно наличникам, карнизам и ограждениям. Вы-пиливать орнамент прорезной или накладной резьбы легче, чем выбирать фон с надрезкой контуров в глу¬хой резьбе. Края орнамента не всегда получаются ровными и чи-стыми, поэтому их закругляют, срезая узкую фаску по краям или выбирают узкие галтели-углубления. Особенно тщательного выполнения домовая резьба не требует, поскольку она чаще смотрится издалека. Домовую резьбу в основном выполняют пилением и сверлением. Следы, оставленные инструментом, зачи-щают редко, задиры древесины часто не принимают во внимание. Однако многие столяры стараются выпол-нить такую резьбу как можно чище. Отверстия в заготовке или в детали просверливают или прорезают круглыми стамесками, мелкими и крупными, что зависит от того, в каком месте детали должно быть отверстие. Для предохранения детали от скалывания ее задней стороной следует плотно при-жимать к какой-либо гладкой доске. Черновую обрезку выполняют вплотную к линиям ор-намента. Чистота обрезки зависит не только от умения работать, но и от остроты инструмента. После черно-вой обрезки заготовку зачищают или обрезают начи-сто. Стамеску при этом ставят по отношению к дета¬ли с некоторым наклоном, двигая вниз и немного в сторону. Этот прием облегчает работу и позволяет получить более чистую резьбу. Накладная резьба — это по существу орнамент, вы-полненный с помощью прорезной резьбы и наклеен-ный или прибитый гвоздями, закрепленный шурупами и т. п. на готовый фон, который представляет из себя те же доски-заготовки. Это могут быть те же доски налич¬ника, подзора, свеса, ограждений, фриза и карниза. Накладная резьба при таком способе выполнения по¬лучается более четкой, рельефней, то есть контраст- пой, по сравнению с глухой резьбой и смотрится го¬раздо выразительней. Она придает тому или иному фрагменту дома декоративно-художественный вид. Таким способом можно набирать целые композиции геометрического и растительного орнаментов. Но при этом саму прорезную резьбу следует выполнять как можно лучше и не делать срезок по граням. Также не рекомендуется снимать фаски с обратной стороны де¬тали, так как может создаться впечатление оторванно¬сти резьбы от основного фона. Также нежелательны различные сколы с обратной стороны вырезанной де¬тали, которые могут привести к скорому разрушению всего композитного изделия. Контурная, плоскорельефная, углубленная и ажурная резьба Представляют интерес и друтие виды резьбы: кон-турная, плоскорельефная, углубленная, ажурная. Контурную резьбу выполнить несложно, но она тре-бует особой аккуратности и внимания. На заготовку острым инструментом переносят контуры рисунка в виде мелких желобков треугольной или полукруглой формы и по этим контурам или около них угловым резцом со скошенным лезвием или другим инстру-ментом вырезают линии глубиной до 1 мм. Затем резьбу зачищают шлифовальной шкуркой. Рисунок получается плоский. Плоскорельефную резьбу выполняют с различным фоном: завальным, выбранным, проработанным и прорезным. Рисунок при этом получается выпуклым, хотя наносят его на плоскую заготовку. Для работы применяют резцы — плоские и полукруг-лые, угловые и загнутые. Ширина резцов может быть разная. Резьбу с завальным фоном выполняют так. Вокруг контуров рисунка вырезают канавки с наружной сто-роны — вертикально вниз, а с внутренней не срезают, а только закругляют по краям. В процессе обработки получают низкий рельеф с тенью. Все детали рисунка находятся в одной плоскости. Фон, или плоскость де-рева, на заготовке не выбирают. Резьбу с проработкой формы рисунка выполняют так же, как с завальным фоном, но при этом срезают фон с небольшим уклоном к рисунку. Чтобы получить резьбу с выбранным фоном, рисунок со всех сторон ограничивают впадинами с плоским основанием. Где требуется, рисунок слегка закругля¬ют и отделывают как низкий рельеф. Выбранный фон обрабатывают различно, используя удобный для этих целей инструмент и приспособления. Этим видом резьбы можно выполнять геометричес¬кий, растительный, композитный орнамент с исполь-зованием стилизованных фигур птиц, животных и человека. Углубленная резьба может быть плоскоуглубленной, когда орнамент углубляют на незначительную глуби-ну, в толще самой заготовки, фон же остается нетро-нутым, и углубленной, когда орнамент оставляют на уровне самой заготовки, а фон углубляют. При углубленной резьбе фон прорезают на большую глубину, чаще всего на 10 мм, в зависимости от толщи¬ны заготовки. Контуры рисунка оставляют на перво¬начальном уровне. Выдолбив глубокий фон, его вырав¬нивают изогнутыми желобчатыми резцами нужной ширины. Ажурная резьба является практически прорезной резьбой, когда весь фон вырезают, высверливают и выпиливают. IНарезные фигуры выполняют так. На заготовку пе-реносят контуры рисунка и выпиливают лишнюю древесину, например, изготовляют розетку, какую- либо птицу, животное и т.д. Эти фигуры применяют для отделки домов, конька крыши, стен, дверей, во¬рот, ограждений. Фигуры вырезают глухими или ажурными — прорезными, с острыми кромками или завальными. Рельефная резьба Самая художественно выразительная резьба счита¬ется рельефная, или, как ее считают мастера-резчи¬ки — скульптурная. В старину ее называли корабель¬ной. Родилась она давно. Самые лучшие ее образцы в По-волжье. Украшали ею корабли в виде толстых и боль-ших резных досок, которые поверх корпуса судна прикрепляли скобами или корабельными гвоздями. Как и в домовой резьбе в корабельной в основе была за-ложена функциональность — защита. В первом случае от влаги, а во втором от влаги и огня. Толстая доска пла¬ха сгорала медленнее. К тому же, вырезанный рельеф во многом спасал саму доску от огня. В старину от попа¬даний стрел с саженым огнем, обдув ветром не давал огню распространятся с большой скоростью. Многие огненные стрелы попросту рикошетили от рельефной поверхности доски плахи. Впоследствии рельефная резьба перешла в домовую, скульптурную и прочно заняла свое место в народ¬ном творчестве многих народов. Ее использовали не только для украшения дома, но и стали вырезать из дерева различные скульптурные фигуры, в том числе и домашнюю утварь, женские ук-рашения, ритуальные изделия, детские игрушки и др. В рельефной резьбе узор довольно высоко возвышает¬ся над фоном — до 5—7 сантиметров. Тени в углубле¬ниях получаются глубокими, сочными. Фон выводится в один уровень, а по отношению к не¬му отдельные части рисунка выступают на разную высоту. Это и создает игру светотени. Там, где глуби¬на больше, тени темнее, выступающие части освеще¬ны ярче. Все это придает резному узору особую выра¬зительность. Для рельефной резьбы подходит древесина большин-ства лиственных и хвойных пород — липы, осины, ольхи, березы, ясеня, дуба, сосны, ели, лиственницы, а также более редкие породы — грецкий орех, бук, пихта, кедр, тис и другие. Там, где есть мебельные фабрики, где строгают древе-сину на шпон, художественные кружки и изостудии могут получать отходы производства ценных пород. Эти породы весьма разнообразны по цвету и тексту¬ре, объединяются в условные группы, носящие назва¬ния «красное дерево», «лимонное дерево», «черное дерево». Как правило, древесина их очень прочна, ре-жется с трудом, мелкие элементы резьбы на отдель¬ных породах иногда могут скалываться, но богатей¬шие цвет и текстура покрывают все недостатки. Нередко в старых садах, на окраинах, поглощаемых городской застройкой, можно запастись древесиной груши и яблони. Но самой доступной все же является древесина сосны, которая издавна была в почете у на¬родных мастеров. Узоры, нанесенные на обычные со¬сновые доски, превращают этот самый простой мате¬риал в драгоценное произведение искусства. Материал для рельефной резьбы должен быть без по¬роков, хорошо просушен. Если резать по сырой древе¬сине, то работа идет легче, но при высыхании изделие может растрескаться, покоробиться. По сухой древе- г и не резать труднее, нужно иметь острые резцы из корошей стали, но резьба сохраняется надежно. Для исполнения резных рельефов мастер должен иметь широкий набор инструментов. Чем разнооб¬разнее выбор, тем больше творческих возможностей. Инструмент накапливается постепенно, от работы к риботе. Начать заниматься рельефной резьбой мож¬но, уже имея один-два резака и несколько стамесок. Резаки — это обычные косые ножи, которыми выпол¬няют геометрическую, контурную, отдельные эле¬менты кудринской резьбы. Стамески нужны трех видов: плоские, пологие, полу-круглые. Плоские стамески продаются в магазинах инструментов. Пологую стамеску нетрудно изгото¬вить на наждачном круге из обычной плоской. Полу¬круглые с разными радиусами лезвия можно выто¬чить на наждаке из старых напильников. Основные эстетические и технологические принципы резьбы Стилизация духовных символов и растений в резных изделиях Важной чертой народного жилого зодчества является и то, что и внешнее декоративное убранство дома, и внутреннее оформление избы строились на основе единого архитектурно-художественного решения, че-му способствовало единство материала и приемов его декоративной обработки, а также использовавшиеся при этом мотивы и образы. Именно единство архитек-турно-композиционного и образно-символического решения крестьянского жилища на всех его уров¬нях — от набора бытовых предметов в интерьере из¬бы и до облика отдельных домов в целостной системе жилой застройки села — являлось одной из важных особенностей народного жилого зодчества, способст-вовавших формированию гармоничной архитектур-но-пространственной среды, психологически ком-фортной для живущего в ней человека. Часто в убранстве наличников присутствовали симво-лические изображения солнца — один из традицион-ных и любимых мотивов крестьянского искусства. Широко распространены были подобные украшения наличников и на Севере, и в средней полосе. Отрази-лись в прорисовке общей композиции и деталей окон-ных обрамлений и формы городской архитектуры, и

Эта запись была опубликована в Пособие.